Ежегодно со второй половины апреля резко возрастает количество случаев загорания сухой травы. На территории Клетского муниципального района по состоянию на 1 апреля 2017 года произошло 7 пожаров и 7 загораний сухой растительности (аналогичный период 2016 года- 6 пожаров и 5 загораний). В последнее десятилетие весенние палы сухой травы значительно участились и приобрели характер общенационального бедствия. У этого есть несколько основных причин: во-первых, многие сельскохозяйственные организации, годами находясь на грани выживания, прибегают к самому дешевому способу очистки сенокосов и пастбищ или утилизации отходов - выжиганию. Во-вторых, отсутствие знаний в области пожарной безопасности привели к возрождению старых суеверий и ошибочных представлений о том, что выжигание способствует лучшему росту травы. В-третьих, упадок общества, особенно заметный во многих сельских районах, привел к лавинообразному росту правонарушений, в том числе к росту количества поджогов из хулиганских побуждений. В-четвертых, последние два десятилетия характеризуются повышенными среднегодовыми температурами, более частыми и более интенсивными засухами, малоснежными зимами и другими климатическими факторами, способствующими травяным палам и вообще пожарам на природных территориях.

О вреде травяных пожаров можно сказать или написать гораздо больше. Ниже приводятся основные аргументы против выжигания сухой травы, причем они относятся как к неконтролируемому, так и к намеренному, контролируемому, выжиганию.

1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы.

2. Травяные пожары наносят существенный ущерб опушкам леса, уничтожают молодую древесную поросль, служат одним из главных источников пожаров в лесах. От горящей травы возникает пожар в лесу, то на тушение этих пожаров приходится тратить значительные силы и средства - причем далеко не всегда удается избежать катастрофических последствий и вообще добиться успеха в их тушении.

3. Травяные пожары наносят существенный ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. При сильном травяном пожаре гибнут практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы - кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму.

4. Травяные пожары служат одним из важнейших источников выбросов в атмосферу углекислого газа, связанных с хозяйственной деятельностью человека. А значит - усугубляется так называемый "парниковый эффект", приводящий к неблагоприятным изменениям и более резким колебаниям климата нашей планеты.

5. Травяные пожары часто приводят к повреждению различных хозяйственных построек и объектов - домов, сараев, линий электропередачи и связи, деревянных столбов и других. Ежегодно в России в результате поджогов сухой травы сгорают тысячи домов и дач, нередко страдают памятники истории и культуры, старинные деревянные постройки. Местные линии электропередачи и связи, для прокладки которых до сих пор используются преимущественно деревянные столбы, являются традиционными жертвами травяных пожаров - подгоревшие снизу столбы падают, обрывая провода и оставляя без света и связи целые деревни и поселки.

6. Травяные пожары могут служить причиной гибели людей - даже несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели людей могут быть разными. Самая очевидная - это то, что от травяных пожаров могут загораться дома и леса, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди. Менее очевидная, но не менее важная, причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания.

Мы надеемся, что приведенных выше аргументов вполне достаточно для того, чтобы отказаться от практики преднамеренного выжигания сухой травы повсеместно, и добиваться максимально возможного сокращения травяных палов, происходящих вследствие неосторожного обращения с огнем или злого умысла, тем более что штрафные санкции за поджог сухой травы достаточно высок как для граждан так и для юридических лиц.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"

77. Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов.

Запрещается на территории поселений и городских округов, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

218. Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

Использование открытого огня и разведение костров на землях  сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ ), N 195-ФЗ от 30.12.2001
Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи,

 -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫЗЫВАЙТЕ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ ПО ТЕЛЕФОНАМ:

01 или 4-13-02 со стационарного телефона

112 или 010 с телефонов сотовых операторов

Дознаватель ОНДиПР по Клетскому району  лейтенант вн. сл.  Рунец Д.

Инструктор противопожарной профилактики  ПЧ-74 ГКУ ВО «3отряд ПС» Сергеева Г.В.